Защита прав, достоинств и интересов ребенка (профилактика)
11.11.2025
Нормативные документы, регламентирующие права детей
К основным международным
документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся:
– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Декларация прав ребенка является первым
международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации,
провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание,
материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности
получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях
свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На
основе Декларации прав ребенка был разработан международный
документ –
Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого
международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает
ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и
призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых
нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и
бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм жестокого
обращения, права на охрану жизни и здоровья, защиту
его права на образование, права на игру, права на сохранение
своей индивидуальности.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей,
детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие
своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости,
эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола,
языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и
социального происхождения – юридическое право: на воспитание, на
развитие, на защиту, на активное участие в жизни общества.
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение
понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также
устанавливает:
· обеспечение в
максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
· защиту от
произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от
посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
· обеспечение мер по
борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
· признание права
каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного,
духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
· защиту ребенка от
сексуального посягательства (ст. 34);
· защиту ребенка от
других форм жестокого обращения (ст. 37);
· меры помощи ребенку,
явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту,
декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят
целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных
гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».
Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе
действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.
Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям
родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права
несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».
В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и
нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту,
на возможность свободно выражать свое мнение».
Семейный Кодекс РФ гарантирует:
· право ребенка на
уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
· право ребенка на
защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по
защите ребенка (ст. 56);
· меру «лишение
родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье
(ст. 69);
· немедленное
отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).
В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации
прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ,
принят
ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации».
Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны
государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов,
дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в
результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти
обстоятельства сами или с помощью семьи).
Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях,
на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает
административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и
психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).![]()
Уголовный кодекс предусматривает ответственность:
· за
совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении
несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
· за
преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).
В помощь семье и воспитанию детей дошкольного
возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей
и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных
образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном
образовательном учреждении и другими постановлениями и
распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа
управления образованием.
Устав ДОУ – нормативный
документ, в котором представлены права и обязанности всех участников
образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
ПРАВА РЕБЕНКА
Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм
жестокого обращения, права на охрану жизни и здоровья, защиту
его права на образование, права на игру, права на сохранение
своей индивидуальности.
Право ребенка на защиту его от всех форм
жестокого обращения.
Нарушение прав ребенка проявляется чаще
всего в жестоком и безответственном обращении с ним.![]()
Нарушением прав ребенка можно считать:
· Лишение
свободы движения.
· Уход родителя из
дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного
Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время
квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего).
· Применение
физического насилия к ребенку.
· Унижение достоинств
ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в
ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности,
занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
· Угрозы в адрес
ребенка.
· Ложь и невыполнение
взрослыми своих обещаний.
· Отсутствие
элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
· Отсутствие
нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Право ребенка на жизнь и здоровье
Конвенция о правах ребенка определяет,
что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и
взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для
физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития»
(ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных
на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что
«образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление
здоровья обучающихся воспитанников».
Право ребенка на игру
«Игра — ведущая деятельность
дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности
ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо
игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером.
Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью,
однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому,
чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация
прав ребенка.
Право ребенка на сохранение
своей индивидуальности
«Государства-участники Конвенции
обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к
окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в
детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать
личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою
индивидуальность.
Право ребенка на образование
Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как
возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать
подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время
в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования.
Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее,
ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное
посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на
обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы
педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими
педагогическими идеями, концептуальными положениями.